+7 (812) 66 888 88
Отдел продаж ГК «Еврострой»
Новости
и события
Новости
и события
назад

Новости
и события

Интервью Оксаны Кравцовой радиостанции «Эхо Петербурга»

И. Ананина Здравствуйте, у микрофона Ирина Ананина и сегодня у нас в гостях совладелец и генеральный директор Группы компаний «Еврострой» Оксана Кравцова. Оксана, здравствуйте.

О. Кравцова Здравствуйте.

И. Ананина И также Филипп Апостол, генеральный директор «Архитектурной мастерской Апостола». Филипп, добрый день.

Ф. Апостол ― Добрый день.

И. Ананина ― Мы поговорим сегодня о градостроительстве. Оксана, первый вопрос хотелось бы задать вам. Петербург – город с удивительной архитектурой и историей, и мы регулярно слышим, что наше поколение обязано сохранить его культурное наследие. А что для вас значит культурное наследие? Что именно мы должны сохранить?

О. Кравцова Вы знаете, вопрос достаточно ёмкий и сложный, рассуждать об этом можно бесконечно. Как сказал Ницше, культура – это тонкая яблочная кожура над раскалённым хаосом. Мне кажется, очень ёмкое понимание, потому что без культуры вообще не было бы человечества. То культурное наследие, которое на сегодняшний день имеем мы и которые создавали многие поколения до нас, это неотъемлемая часть жизни любого человека. Это то, чем мы живём, чем дышим, что необходимо сохранять и передавать будущим поколениям. И в идеале, конечно, самим тоже создавать культурное наследие, которое мы сможем передать, оставив что-то после себя.

Петербург в этом плане абсолютно точно удивительный город. Для меня он – как живой организм, причём как самый родной и близкий член моей семьи. Я даже не могу определить, как я к нему отношусь, как к ребёнку или как к родителю, но в любом случае, очень трепетно и бережно. Не одно поколение нашей семьи родилось в Петербурге. Когда-то мы жили по удивительному адресу: Фонтанка, 2 – в доме, который своими окнами выходил прямо на Большую Неву. И я впитала, конечно, эту особую ауру, которую передать практически невозможно, только если ты сам через неё не прошёл. То, где человек родился, как он пропустил это через себя, определяет дальнейший вектор жизни.

В Петербурге нужно сохранять культурное наследие, особенно то, которое нам досталось в архитектурном виде, бесконечное количество памятников архитектуры, которые мы видим вокруг себя, которые нас очень радуют и за которые мы сильно переживаем, когда видим, что они приходят в упадок. Очень много таких объектов на балансе у госучреждений, которые не знают, что с ними делать и, к сожалению, этот вопрос пока остаётся открытым. Каким образом можно приспособить под современные нужды использование этих памятников, чтобы инвестору было интересно вкладывать очень большие деньги в реконструкцию и реставрацию, и чтобы хоть каким-то образом эти инвестиции могли вернуться.

И. Ананина ― Как вы считаете, можно ли восстановить здание, изменить его внутри, но при этом сохранить его историческую ценность?

О. Кравцова ― Мне кажется не просто можно, а нужно это делать. В Европе мы повсеместно видим, когда архитектурные шедевры приспосабливаются под современные нужды, там открываются современные пространства. В Петербурге по этому пути пока ещё очень сложно идти, потому что у нас, если объект находится под охраной, то там охраняется практически всё, включая перекрытия и другие элементы, из-за которых мы не можем приспособить этот объект под современные нужды. Здесь, конечно, хотелось бы более гибкого и лояльного подхода со стороны надзирающих органов.

И. Ананина ― Какие, на ваш взгляд, наиболее удачные примеры отреставрированных зданий в нашем городе?

О. Кравцова ― Все в восторге от того, что сделали в Новой Голландии, это безумно успешный проект для нашего города, здорово, что получилось его уже практически полностью реализовать. Лично я очень люблю Дом Книги. Неплохо, на мой взгляд, удался универмаг ДЛТ. Наша компания тоже хочет принять самое активное участие в воссоздании памятников архитектуры и их приспособлении под новые нужды, потому что это буквально откликается в душе.

Поработав уже с самыми сложными объектами именно в плане нового домостроения (на Воскресенской набережной мы возводим объект, который на сегодняшний день один из самых сложных не только в городе, но и в стране, потому что там двухуровневый паркинг, рядом исторические дома) и ощутив в себе силы делать действительно уникальные вещи, сейчас мы решили попробовать себя в реконструкции и реставрации. Это тот случай, когда город буквально сам нам поверил и предложил эти объекты, чему мы бесконечно рады.

И. Ананина Филипп, а как происходит восстановление объектов культурного наследия? В чём принципиальная разница между реставрацией и реконструкцией?

Ф. Апостол ― Если говорить о разнице между «реконструкцией» и «реставрацией», реконструкция – это всё-таки более строительный термин, а реставрация – термин, который, скорее, можно отнести к объекту культурного наследия. Реставрация, сохранение – это процесс, когда мы не строим новое, а сохраняем то, что есть. При реконструкции мы имеем право надстроить здание, пристроить к нему какой-то архитектурный объём. Но на памятниках, на объектах культурного наследия это категорически запрещено.

И. Ананина ― Оксана, в Петербурге сотни доходных домов, в которых ранее находилось жильё. Как вы считаете, почему сегодня предложение восстановить историческую функцию зданий иногда встречает сопротивление?

О. Кравцова ― Ой, вы знаете, у меня, наверное, не будет ответа на ваш вопрос, потому что я сама тоже им задаюсь и не вижу никакой логики. В Петербурге действительно было очень много доходных домов, потому что, как вы, наверное, знаете, по законодательству того времени купить жильё в Петербурге было невозможно. Купец или аристократ мог приобрести земельный надел, построить на нём дом и сдавать эти квартиры в наём. Люди, которые селились в этих квартирах, могли их только снимать, такие квартиры не продавались. В принципе, Петербург был, скажем так, обособленным городом, в котором не каждый мог позволить себе купить постоянное жильё.

Но на сегодняшний день, к счастью, ситуация изменилась, всё гораздо проще, все мы теперь уже собственники своих квадратных метров. Но тем не менее, ситуация с доходными домами сейчас получает продолжение. Первая волна – это апарт-отели, которые начали в последнее время строиться. По сути, это такая же история. Инвесторы вкладываются в ряд апартаментов, потом сдают их в аренду людям, которые по каким-то причинам не хотят сейчас обременять себя постоянным жильём.

И в центре города я тоже вижу очень хорошую перспективу, воссоздавать историю доходных домов с тем, чтобы иметь возможность сдавать эти квартиры в аренду, получать гарантированный доход. И для города я здесь не вижу вообще никакой угрозы, наоборот, считаю, что это благо, потому что эти дома строились и проектировались, как жилые и конечно они должны быть наполнены жизнью, детскими голосами, людьми, которые будут любить их, заботиться о них. А не какими-то, порой бездушными организациями, куда пришли – отработали – ушли, и абсолютно всё равно, что происходит с фасадом, что происходит во внутреннем дворике. Когда всё это будет наполнено настоящей внутренней жизнью, то центр Петербурга станет совсем другим. Доходные дома однозначно нужно возвращать, это действительно благо для нашего города.

И. Ананина ― Спасибо. Сегодня у нас в гостях была совладелец и генеральный директор Группы компаний «Еврострой» Оксана Кравцова. Оксана, спасибо, всего доброго.

О. Кравцова ― Спасибо большое.

И. Ананина ― И архитектор Филипп Апостол, генеральный директор «Архитектурной мастерской Апостола». Филипп, спасибо.

Ф. Апостол Спасибо.

*Прослушать программу можно по ссылке: https://echo.msk.ru/programs/beseda/2811240-echo/